История Ульяновской живописи
До революции художественная жизнь Симбирска была развита довольно слабо по сравнению с некоторыми другими губернскими городами России. Медленно, однако, непрерывно, в нашем крае шло накопление произведений искусства, сооружение памятников, развитие местных художественных традиций.
К XVIII веку относятся наиболее ранние из известных нам изображений самого города Симбирска, основанного в 1648 году как «засечная крепость» на юго-восточном рубеже Русского государства. Эти изображения знаменуют начало проникновения местной тематики в русское искусство, прежде всего графику. Примерно к середине XVIII века относится гравюра неизвестного художника с изображением Симбирского кремля. Город показан с южной стороны, на гравюре хорошо видны деревянная крепостная стена, три шатровые башни на первом плане, за стеной – пятиглавый Троицкий собор. Другая известная гравюра с панорамой Симбирска также относится к XVIII веку. На первом плане обозначена дорога, ведущая через поля к городу, тонко очерчены миниатюрные фигурки путников, повозка, деревья. С большой точностью воспроизведен архитектурный ансамбль, благодаря чему данная гравюра уже более ста лет используется историками для изучения памятников старины. Автором рисунка-оригинала был известный столичный художник М. И. Махаев. Сам он не был в Симбирске, а получил зарисовки с натуры от подполковника А. И. Свечина, побывавшего в этих местах около 1764 года по заданию Академии наук. Непрофессиональные зарисовки Свечина Махаев перерисовал в 1766 году в соответствии с правилами перспективы. С данной композиции гравер П. А. Артемьев выполнил в 1770 году гравюру на меди.
|
М. М. Махаев Симбирск в начале 18 столетия, 1766 - 1770
|
Облик города, запечатленный на гравюрах XVIII века, постепенно менялся. Строились новые здания, улицы, устанавливались памятники. В 1845 году в городе был открыт первый памятник – известному писателю и историку Н. М. Карамзину, уроженцу Симбирской губернии. Авторами памятника, проект которого был разработан в Петербурге в 1836 году, были мастера С. И. Гальберг, Н. А. Рамазанов, К. М. Климченко.
Своей литературной славе Симбирск, бывший родиной и местом творчества многих выдающихся писателей, поэтов, общественных деятелей России, во многом обязан вниманием художников и тем, что в нашем городе постепенно сосредотачивались ценнейшие произведения изобразительного искусства – портретная живопись, скульптура, графика. Известными уроженцами Симбирска кроме Н. М. Карамзина были братья П..М. и Н. М. Языковы, И. А. Гончаров. Здесь жили и работали Н. И. Тургенев, В. П. Ивашев, Д. Давыдов, Д. В. Григорович, С. Т. Аксаков, Н. П. Огарев.
Во второй половине XIX века в нашем крае начинается более интенсивное развитие изобразительного искусства, особенно портретного и пейзажного жанров живописи и графики. Очагами светской художественной культуры становятся усадьбы богатых помещиков, которые скупали картины, создавали личные коллекции, нанимали известных художников в качестве учителей для своих детей. Особо ценные коллекции складывались в имениях В. Н. Поливанова, Мещериновых, Шатрова. Среди известных коллекционеров России начала XX века был житель Симбирска А. В. Жиркевич.
|
А. Н. Остроградский. Портрет коллекционера А. В. Жиркевича. 1922
|
В числе художников, работавших в Симбирске, известны имена Д. М. Болотова, М. Ф. Каврайского, А. Н. Остроградского. Среди художников, работающих в нашем крае до революции, были А. Э. Мако, А. В. Строганов, Д. Полозов, А. М. Прокофьев. К сожалению, сведения об их биографии и творчестве крайне скудны, и судить об их работе мы можем лишь по единичным, чудом сохранившимся в музее произведениям.
Постоянный, хотя и небольшой приток профессиональных художников в Симбирск определялся потребностью в учителях рисования местных учебных заведений, число которых к 1917 году было более тридцати. Первым в среде симбирских художников-педагогов мастером с академическим профессиональным образованием был П. И. Пузыревский.
|
П. И. Пузыревский. Дорога в Поливну. До 1918 г.
|
В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции художественные выставки в нашем крае организовывались стихийно, порой лишь на личной инициативе отдельных художников. Таковы были выставки Д. И. Архангельского и П. С. Добрынина. Однако многие способные художники вообще не участвовали в выставках. Ярким примером может служить А. А. Пластов. Существовала большая проблема – сплотить художников.
|
Д. И. Архангельский. Гостиный двор. 1918
|
Первый шаг к решению этой проблемы был связан с деятельностью АХРР – Ассоциации художников революционной России, имевшей свои филиалы или подобные себе организации во многих городах и проявлявшей заботу о культурном возрождении бывшей периферии. Симбирское (Ульяновское) отделение АХРР формируется на рубеже 1924-1925 годов, первым его председателем становится молодой художник А. Н. Грошев. Ульяновские художники начинают принимать участие на больших тематических выставках АХРР, например «Искусство в массы» (1929). Следующий шаг по организации местного творческого коллектива связан с созданием в 1929 году Объединения ульяновских художников. На первой выставке этого объединения, открытой в 1929 году, участвовало двадцать два человека. Практически оно охватывало всех профессиональных, творчески работавших художников города и района. В объединение входили и мастера старшего поколения (А. Н. Остроградский, И. П. Гурьев, И. Д. Архангельский, А. И. Трапицын), и более молодые, начинавшие свой творческий путь в 1920-х годах (Г. В. Васильев, А. Н. Грошев, В.В. Киселев, П. Г. Панин и другие).
|
А. И. Трапицын. Весенний разлив у Ульяновска. 1927
|
|
А. И. Трапицын. Дали (Жигули с Соколиных гор). 1927
|
|
П. Г. Панин. Буксир на Волге. Ок 1930 г.
|
|
И. П. Гурьев. Встреча гидроплана в Ульяновске 20 августа 1927 года. 1927
|
Деятельность объединения продолжалась до 1932 года и была связана, в частности, с организацией выставок, посвященных тринадцатой (1930) и пятнадцатой (1932) годовщинам Великого Октября. Постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» дало новое направление деятельности местных художников: был создан Союз советских художников Куйбышевской области и почти одновременно, в 1936-1937 годах, сформировался ульяновский филиал этого союза. Председатель куйбышевского Союза – энергичный, деятельный П. Д. Козлов, летом 1937 года приезжал в Ульяновск для проведения организационного собрания местных художников. Первым председателем Ульяновского филиала Куйбышевского Союза художников был избран М. М. Радонежский, секретарем – А. В. Свиридов. Состав творческого коллектива ульяновских художников (по сравнению с Объединением 1929 года) постепенно менялся: в 1933 году из Ульяновска уехал И. И. Гурьев, в 1934-м – И. Д. Архангельский, в 1935-м – умер А. И. Трапицын. В Москве обосновались А. А. Пластов и В. В. Киселев. Наиболее активную организаторскую роль теперь играли художники, еще бывшие совсем молодыми, - Г. В. Васильев, А. Н. Грошев, П. Г. Панин. Особенно большую работу по сплочению местных творческих сил вел скульптор Г. В. Васильев, с 1939 года – член Союза советских художников, тогда же избранный председателем Ульяновского филиала куйбышевского союза. Постепенно подрастала и более молодая смена ульяновских художников. Многие из них до сих пор живут и работают в нашем городе.
|
М. И. Козьмин. На реке Свияге. 1945
|
|
Д. И. Архангельский. Улица Ленина. 1951
|
|